Менеджмент в здравоохранении

Менеджмент в здравоохраненииМенеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли. Президент Американского ассоциации управления Экли сказал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.
Менеджмент возникает тогда, когда имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тем, кем управляют.
Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия. Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

История.
1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные  недостатки.
2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". Американцы  называют Фойоля  отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.
3. Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап   характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Это направление можно   рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной   основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.
4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился следствием создания компьютеров и   внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
5. Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации,   поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между   средой и внутренними условиями организации.
6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.
7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом.
8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения   мотивации и поведения.

Функции менеджмента.
Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы:
1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за   больными и др.
2. Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.
3.  Финансовые  операции  -  привлечение  средств  и  распоряжение  ими  для   осуществления деятельности.
4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
6.  Административные  -  перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.
Целями управления могут быть: новаторские, решение,  проблем,  реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование. Целям и функциям управления соответствует   определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая,    учетная, страховая). Каждая установка  ориентируется  на  группу  качеств  и  знаний,определяемых  такими  параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость   ума, уровень кругозора),нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство  долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.     
Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию,  контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и  оптимизацию  индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.  

Алгоритм (последовательность управленческих решений:
1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
2. Сбор необходимой информации.
3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
4. Принятие управленческого решения;
5. Организация исполнения;
6. Контроль исполнения;
7. Оценка эффективности и корректировка результатов;   
На эффективность управленческих решений влияет ряд  факторов,  среди которых компетентность, информационное  обеспечение,  взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений  и психологических установок.  
Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов  - менеджеров, можно выделить:
- отсутствие личных ценностных ориентаций;
- отсутствие личной заинтересованности;
- недостаточная профессиональная квалификация;
- неумение влиять на людей;
- неумение самосовершенствоваться;
- неумение владеть собой; - рвачество;
- отсутствие чувства долга;
- необязательность;
- неорганизованность;
- нечестность; -
 неумение  подчинять  личные  интересы  задачам  и  установкам  групповым,   коллективным и др.
Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных,  физиологических  и психологических  ориентиров.

Кубыл РШЫМБЕТОВ,
директор филиала АО «Железнодорожные госпитали медицины катастроф»
- «Казалинская железнодорожная больница»,
кент Айтеке би,
Казалинский район

Ссылка: http://med-kz.ucoz.com/publ/d_riger_ma_alalary/menedzhment_v_zdravookhranenii/2-1-0-188
12-07-2014, 23:25
1 501 просмотров
Нашли ошибку?   
[related-news] [/related-news]